28.01.2010. Коммерсантъ. Пенсионные фонды признали социальными/Их главным регулятором назначено Минздравсоцразвития

kmo_112169_00754_1_t207.jpg
Правительство фактически признало, что негосударственные пенсионные фонды в большей мере являются социальными институтами, чем участниками финансового рынка. Именно в этом эксперты видят смысл правительственного постановления, расширяющего полномочия Минздравсоцразвития при регулировании деятельности НПФ, притом что круг полномочий рыночного регулятора — ФСФР — остался без изменений.


На прошлой неделе правительство внесло изменения в постановление N 699 от 4 ноября 2003 года "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов...". Документ четко разделяет полномочия Минздравсоцразвития и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) как двух регуляторов пенсионного рынка. Так, в сферу ответственности Минздравсоцразвития отнесено принятие нормативных актов в части правоотношений между НПФ и его участниками и застрахованными лицами, утверждение типовых форм договоров об ОПС, типовых страховых правил фондов, требований к пенсионным схемам. В свою очередь, ФСФР осуществляет лицензирование деятельности НПФ, регистрацию правил фондов, вводит запрет на проведение операций, курирует инвестиционную деятельность НПФ.

"До появления постановления в новой редакции полномочия Минздравсоцразвития в отношении НПФ и их клиентов были расплывчатыми, они определялись абстрактной функцией, что министерство должно защищать интересы вкладчиков и участников фондов",— указывает председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Он добавляет, что не было и четкого разделения функций между Минздравсоцразвития и ФСФР, а "участники рынка длительное время жили, что называется, по понятиям".

Как пояснил "Ъ" заместитель начальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Арефьев, этим постановлением правительство наделило Минздравсоцразвития полномочиями по контролю над НПФ как социальными институтами, "то есть министерство будет регулировать правоотношения между фондами и их клиентами". "За ФСФР закреплено регулирование инвестиционных и финансовых процессов в деятельности НПФ",— указывает господин Арефьев.

Разграничение полномочий, утвержденное правительством, усиливает аппаратный вес Минздравсоцразвития, указывают эксперты. По их мнению, у ФСФР остались те же функции, что и были, а у Минздравсоцразвития появилось больше полномочий. "Судя по набору тех функций, которые закреплены за министерством, ему придется создавать отдельное подразделение, которое будет заниматься их исполнением, а также формированием нормативной базы",— считает руководитель компании "Пенсионные и актуарные консультации" Евгений Якушев. До административной реформы, начатой в 2002 году, функции регулятора пенсионного рынка были возложены на инспекцию НПФ, работающую при Минтруде. В дальнейшем инспекция была ликвидирована, а ее сотрудники переведены в ФСФР. "Сейчас в структуре Минздравсоцразвития нет стольких специалистов, этим занимается лишь одно небольшое подразделение, которое, по сути, курировало НПФ лишь в рамках проводимой пенсионной реформы",— отмечает господин Якушев. В Минздравсоцразвития вчера не смогли оперативно ответить на запрос "Ъ".

"В основе пенсионной системы должны стоять застрахованные лица и участники НПФ, а кто контролирует нашу деятельность — не так уж и важно",— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. Тем не менее он отмечает, что НПФ по характеру своей деятельности в первую очередь социальные институты и лишь затем участники финансового рынка, поэтому наделение Минздравсоцразвития большим набором функций при контроле их деятельности является закономерным шагом.

Александр Мазунин

Газета «Коммерсантъ»   № 14 (4314) от 28.01.2010

06 мар, 2010