Правительство
фактически признало, что негосударственные пенсионные фонды в большей
мере являются социальными институтами, чем участниками финансового
рынка. Именно в этом эксперты видят смысл правительственного
постановления, расширяющего полномочия Минздравсоцразвития при
регулировании деятельности НПФ, притом что круг полномочий рыночного
регулятора — ФСФР — остался без изменений.
На прошлой неделе правительство внесло изменения
в постановление N 699 от 4 ноября 2003 года "Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное
регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов...".
Документ четко разделяет полномочия Минздравсоцразвития и Федеральной
службы по финансовым рынкам (ФСФР) как двух регуляторов пенсионного
рынка. Так, в сферу ответственности Минздравсоцразвития отнесено
принятие нормативных актов в части правоотношений между НПФ и его
участниками и застрахованными лицами, утверждение типовых форм договоров
об ОПС, типовых страховых правил фондов, требований к пенсионным
схемам. В свою очередь, ФСФР осуществляет лицензирование деятельности
НПФ, регистрацию правил фондов, вводит запрет на проведение операций,
курирует инвестиционную деятельность НПФ.
"До появления постановления в новой редакции
полномочия Минздравсоцразвития в отношении НПФ и их клиентов были
расплывчатыми, они определялись абстрактной функцией, что министерство
должно защищать интересы вкладчиков и участников фондов",— указывает
председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин
Угрюмов. Он добавляет, что не было и четкого разделения функций между
Минздравсоцразвития и ФСФР, а "участники рынка длительное время жили,
что называется, по понятиям".
Как пояснил "Ъ" заместитель начальника
управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР
Александр Арефьев, этим постановлением правительство наделило
Минздравсоцразвития полномочиями по контролю над НПФ как социальными
институтами, "то есть министерство будет регулировать правоотношения
между фондами и их клиентами". "За ФСФР закреплено регулирование
инвестиционных и финансовых процессов в деятельности НПФ",— указывает
господин Арефьев.
Разграничение полномочий, утвержденное
правительством, усиливает аппаратный вес Минздравсоцразвития, указывают
эксперты. По их мнению, у ФСФР остались те же функции, что и были, а у
Минздравсоцразвития появилось больше полномочий. "Судя по набору тех
функций, которые закреплены за министерством, ему придется создавать
отдельное подразделение, которое будет заниматься их исполнением, а
также формированием нормативной базы",— считает руководитель компании
"Пенсионные и актуарные консультации" Евгений Якушев. До
административной реформы, начатой в 2002 году, функции регулятора
пенсионного рынка были возложены на инспекцию НПФ, работающую при
Минтруде. В дальнейшем инспекция была ликвидирована, а ее сотрудники
переведены в ФСФР. "Сейчас в структуре Минздравсоцразвития нет стольких
специалистов, этим занимается лишь одно небольшое подразделение,
которое, по сути, курировало НПФ лишь в рамках проводимой пенсионной
реформы",— отмечает господин Якушев. В Минздравсоцразвития вчера не
смогли оперативно ответить на запрос "Ъ".
"В основе пенсионной системы должны стоять
застрахованные лица и участники НПФ, а кто контролирует нашу
деятельность — не так уж и важно",— говорит председатель правления
Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. Тем не менее
он отмечает, что НПФ по характеру своей деятельности в первую очередь
социальные институты и лишь затем участники финансового рынка, поэтому
наделение Минздравсоцразвития большим набором функций при контроле их
деятельности является закономерным шагом.
Александр Мазунин
Газета
«Коммерсантъ» № 14
(4314) от 28.01.2010